Необходима магистраль сжатого воздуха. С чего начать?
Для начала необходимо определить точки потребления воздуха и для каждой из них выяснить расход. Затем необходимо продумать конфигурацию самой магистрали, рассчитать диаметры участков в соответствии с этими расходами. Теперь нужно выбрать материал магистрали. Здесь вариантов несколько:
- черный металл – материал недорогой, прочный, но подверженный коррозии. Его плюсом являются его цена и простота работы с ним (обычная сварка), возможность выполнения магистралей больших диаметров. Основной недостаток – черный металл ржавеет, если снаружи его можно прогрунтовать и покрасить, защитив таким образом от внешнего воздействия, то внутри, если воздух из компрессорной подается не осушенный до очень низкой точки росы, что бывает крайне редко в сочетании с пневмосетью из черного металла, то со временем коррозия приведет к сильному загрязнению подаваемого воздуха, при этом могут даже забиться тонкие отводы, особенно редко используемые. Сильная коррозия через достаточно продолжительное время приведет трубу в негодность, могут появиться сквозные отверстия.
- нержавеющие стали – одни сплошные плюсы. Коррозия отсутствует, прочность высокая, покраска не требуется, можно использовать в пищевой промышленности, в фармацевтике – где угодно. Требуется специальное оборудование – сваривают такие трубы в среде аргона – и высокая квалификация сварщика. Серьезный недостаток в общем-то один – цена. Она на порядок выше чем у обычной стали.
- полипропилен – материал не очень дорогой, легкий в монтаже, красивый, абсолютно не коррозионный, труба имеет очень гладкую внутреннюю стенку, что увеличивает ее пропускную способность. Недостатки, однако, тоже есть: ограничения по давлению, необходимость в более частых креплениях при подвеске трубы (иначе она провисает), меньшая прочность и большая подверженность механическим повреждениям, ограничение по максимальному диаметру трубы. Такие трубопроводы целесообразно применять для Ду до 50мм, давления до 16 бар, в местах, где отсутствует возможность случайного повреждения труб.
- медь – красивый, прочный материал, лишенный коррозии, может использоваться в пищевке и при производстве лекарств, при наличии необходимых навыков легок в монтаже, но при этом достаточно дорогой. Вообще говоря по совокупности свойств (условное соотношение цена-качество) проигрывает нержавейке, поэтому используется нечасто. В области сжатого воздуха его обычно используют, когда по каким либо причинам невозможно использование нержавеющей стали, например, при отсутствии оборудования и сварщика.
- алюминиевые трубы – инновационное решение, предлагаемое некоторыми фирмами. Их плюс – модульная конструкция, отсутствие необходимости в дорогостоящем оборудовании (кроме ключей), простота и быстрота монтажа. Главный минус – неоправданно высокая цена компонентов. Кроме того, поставляется все это обычно под заказ с длительным сроком поставки, поэтому нужно очень точно рассчитывать спецификацию компонентов. Использование таких систем экономически оправдано в основном для временных производств, где необходимо менять конфигурацию пневмомагистрали, демонтировать и перемонтировать участки. В случае стационарных производств, не предполагающих кардинальных изменений в архитектуре пневмосети, лучше использовать другие варианты, например, тот же полипропилен.